STRANA POETOV . com

 

Кругосветный поэтический портал для тех, кому за 18

Доната,
Санкт-Петербург

У каждого из нас есть своя личная la belle époque, то прекрасное далёко, в котором нам хотелось бы очутиться. Кто знает, надолго ли хватило бы нас, окажись такое путешеcтвие во времени возможным, - ведь там, в прошлом, не было не только антибиотиков, но даже интернета. И, тем не менее, la belle époque Донаты - это вторая половина 19-го века. Этим периодом дышит её поэзия, образчики которой мы предлагаем вашему вниманию.





ПОЛК ПРИШЁЛ


Свершилось,  маменька!   Бог мой!
К нам  полк  прислали  на постой!
Отряд  драгун...  Гусар отряд...
Сегодня  ввечеру  -  парад...
Отряд  драгун,  гусар отряд!

Так вот.  Драгунский  командир
свой  взор  на  Китти обратил.
Он душка,   право...  Я дрожу...
Вам я  на  бале  покажу  его,  мамá.
О Боже,  я  сойду с ума!

А Китти...  что?  Она  пуста.
Болтают вздор  её уста,
а в голове  -  один   туман.
Согласны ль  Вы, mon ange  maman?
Её  пустая  голова
не может  нáдолго увлечь.
Тогда о чём  ведём  мы  речь?

А  я  -  я  старшая,  мамá...
Стучится в дверь Моя  судьба!
Сейчас  по  праву  Мой  роман
случиться  должен.
Правда ведь,  maman?

Вы вспомните  -  ведь  Вам кума
(конечно  же,  обиняком)
в  письме  напомнила  о  том,
что  мне  пора  завесть  Свой  дом.
Вы  это  помните ,  мамá?

Нет,  право,  я  сойду  с  ума!

В ТИХИЙ ВЕЧЕР

Я хочу жить у Вас в доме,
погрузиться в его покой,
где идет жизнь, в своем изломе
заколдованная тишиной.

Я хочу опустить плечи
и уткнуться лицом в плед,
я хочу запалить свечи
и забыть, что мне столько лет.

В час, когда сумрак кутает в тоги
трубы - лес городских крыш, -
я бесшумно стою на пороге
и ловлю Ваших стен тишь.

Слышу шорох усталого дома,
скрип паркета, авто гудок,
и охватывает истома,
и не чувствую рук и ног,

и в печали притих вечер
под мой шепот - пустой бред:
"я хочу погасить свечи
и забыть, что мне столько лет..."

Я как-будто сняла бремя -
Вы так близко, за этой стеной...
И неспешно плывет время,
заколдованное тишиной.


РАЗБУДИ МЕНЯ В 10

Разбуди меня в 10,
разбуди меня в 10,
позвони и скажи мне: "Пора".
Это был жуткий месяц,
это был жуткий месяц,
месяц снежно-пустого двора.

Это был жуткий месяц
без твоих возвращений,
месяц долгих, тоскливых минут,
предрассветных мучений
и пустых сожалений,
месяц тех, кто теряют и ждут.

Разбуди меня в 10,
брось короткое слово -
ты всегда звонишь,
словно чужой,
словно я виновата
и я не готова
поделить свою душу с тобой,
словно я растворилась
в этой утренней дымке,
словно память тебя подвела,
словно мы не любили
и ночами в обнимку
не лежали,
и я - не была.


ТУРИСТИЧЕСКОЕ

Morning, господа туристы,
мсье, мадам и журналисты!
Вы просились на болота?
Что ж, пойдёмте, коль охота.

Вот вам спрей от насекомых -
вам, возможно, незнакомых, -
вот резиновая shoes,
куча курток и рейтуз.

Achtung, achtung, господа!
Прежде чем пойти туда,
должен вас я посчитать:
раз, два, три, четыре, пять...

Что ж, вперёд! За мной, синьоры!
Здесь не ставятся заборы,
не возводятся мосты -
всё болота да кусты.

Девушка в чуднЫх сапожках,
помолчите-ка немножко!
Pronto, pronto, господа!
Все сюда, сюда, сюда...

Коль появятся тут змеи,
я спасти вас не сумею,
и поэтому, месье,
лучше будьте вместе все.

Это здешние просторы -
толь холмы, а то ли горы,
толь озёра, то ль моря,
тут восход, а там заря...

Мадемуазель Полина!
Не ступайте там - там тина
и не прыгайте туда -
там болотная вода...

..сия юная девица,
видно, хочет утопиться...
Вы не видите? Там топь!
Зазевался - и утоп.

Quickly, guickly, господа!
Те - оттуда, те - туда.
Посмотрели, и назад -
это вам не Зоосад...

Посчитаемся опять:
раз... два... три... четыре... пять...
Ровно двадцать. Где один?!
Было нас двадцать один!..

Так... Попробуем "на два":
раз и два, и раз и два...
Не галдите, господа!
Раз и два, и раз и два...

Дама в рыжих сапогах,
на лице которой страх, -
наша фирма обещает,
наша фирма возмещает...

Раз и два, и раз и два...
(Закружилась голова...)
Ничего, найдётся сам.
Прекращайте этот гам!

Господин в зелёной шляпе!
Ваш сапог - на волчьей лапе.
Поспокойней... не кричите...
просто тихо отходите...

Чтоб избегнуть волчьей пасти,
one another, please, за хлястик
и за мной - гуськом, цепочкой...
Не водою - только кочкой!

Бабушка на тонких ножках!
Ваш супруг - на ТОЙ дорожке.
Возвращайтесь-ка назад!
(Лучше б я взял детский сад...)

Мисс... Мадам... Мамзель... Куда вы?
Вы совсем сдурели, дамы!
Погодите... Боже мой...
Мы и так идём домой...

Нам же нужно посчитаться...
Я ведь должен отчитаться...
Может, правильней "на семь"?
Всё, запутался совсем!


ЗАКАТ В КРАСНЫХ ТОНАХ

Замешкавшись чуть у порога,
шагнула в раскрытый проём,
и зыбкой казалась дорога,
а всё происшедшее - сном.

Теснились в небесной октаве
контрасты и полутона,
как в медленной огненной лаве
багрец, охра, пурпур и хна.

Закат был бессовестно-красным,
был алым случайный просвет.
"Всё это напрасно... напрасно!.." -
кричал мне карминовый цвет.

"Всё это напрасно... напрасно!.." -
горели ок
óн языки
и строили стёкла гримасы
в порыве горчайшей тоски.

Мерцал розой веер атласный,
рубином сверкала парча...
"Напрасно!" "Напрасно!" "Напрасно!" -
по струнам смычок скрипача...

Слова неизбывной печали
малиновый ветер унёс,
и вслед им рябины рыдали
потоком оранжевых слёз...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
То лето давно отгорело.
И, капли бросая мне вслед,
туманная осень пропела:
"А помнишь карминовый свет?"

Песнь окраины моего детства


Ты приходишь домой с автобазы
и не носишь мне больше цветы.
Знаю я - есть одна зараза
в тех местах, где гуляешь ты.

Я не стану терпеть обману
и кидаться в тоске на пол -
подолью я в компот дурману
и тебя приглашу за стол.

Голубые цветочки в вазу
я поставлю для красоты,
расплескаю воды от сглазу -
и компот тот пригубишь ты...

И в лиловом дыму сигаретном
я подумаю: "Ё-моё...
Кистенём, пистолетом вот этом,
но верну я, что было моё!"

____________*****

Я к кому-то прислонюсь,
прислонюсь плечом,
и холодная зима
станет нипочём,
станет нипочём пурга,
ели до небес,
в тёмной комнате серьга
свой притушит блеск,
пальцы тёплые во мгле
расстегнут янтарь,
заискрится на стекле
ледяная даль...
И в рассветной полутьме,
в отблесках огня
станет он приютом мне
и спасёт меня.

____________*****

Нет, меня ты уже не обманешь,
пламя бледной души.
Тебе нечего дать мне, и в белом тумане
листьев палых былого не вороши.

Не зови за собой и не жги понапрасну
золотых фонарей,
хоть порою ман'ит эта прежняя ласка,
эти блики холодных дальних огней.

Мне покойно под крышей привычного крова -
сердце просит тиш'и.
Не плети ту же пряжу и снова и снова
листьев палых былого не вороши.

____________*****

Не тронь! Не трожь!
Твой взгляд - что нож...
Не тронь, урод, -
идет народ...

Средь бела дня
не тронь меня!
Вались в бурьян,
коль с ' утра пьян...

Куда ведешь?
Окстись - ведь дождь!
Мокр'ы трава, овин, овес...
Да скоро Пост...

Пора мне в дом -
в нём всё вверх дном...
А муж, сердит,
в окно глядит,
кричит собак,
креп'ит кулак -
до драк охоч...

Иди-к ты прочь!

____________*****

Плывет раздумчивая ночь -
один удар часов... другой...
Я так слаба, и мне невмочь
одной расправиться с тоской.

Лишь в милой комнате моей,
где вещи - старые друзья,
среди портретов прежних дней
душой оттаиваю я.

Как хорошо в ночной тиши
под лампой цвета янтаря
пробормотать: "О, не спеши,
поспи, холодная заря..."

Но старые мои часы
не в силах Время приструнить -
оно изводит их басы
и всякий час велит им бить,

велит идти в прозрачный день,
опять больное бередить...
Мрак растворяет полутень...
Часы готовятся басить...

Сдает позиции покой -
ночная мгла уходит прочь...
Свет ясной ангельской рукой
свергает с постамента ночь!


____________*****

Она была, как белый лист,
она была, как белый лист,
и под глазами у нее
лежали тени.
Лишь ей одной играл альтист,
но взор её стремился вниз -
в долину, полную цветов,
на гобелене.

Она была, как полотно,
она была, как полотно,
а шёлк зелёною волной
стекал с коленей,
как изумрудное вино -
атласно, нежно и хмельно -
в далёкой сказочной стране
на гобелене.

Средь залы тускло-золотой
она была, как звук иной,
как занесённый ветром лист
в прибойной пене.
Альтист стоял перед толпой,
но песнь лилась для ней одной -
заворожённой тишиной
на гобелене.


                                            *****

Мне, конечно, комфортно в сегодняшнем дне,
все же, думаю, Время ошиблось во мне,
и в привычной квартире я грущу и мечусь
и мечтами и чувствами в Прошлое мчусь.
И, пытаясь проникнуть сквозь Времени тьму,
в магазин антикварный я за Прошлым иду.


И гляжу я на лица агатовых гемм,
на старинные вещи и на не совсем,
на серебряных ложек блестящий навал,
на настольных зеркал будуарный овал,
на браслетов и брошей надежный запор
и на севрский и Гарднера дивный фарфор
и не чувствую душу, и жалко мне их -
эти вещи, застывшие в горках своих.


Что таит их молчанье?
Какую судьбу?
Кто дарил, кто хранил их?
Когда? Почему?
Нет ответа. Молчат.
Не дано им - сказать.
Ну а нам...
Нам не вспомнить и не угадать.

ХОЛОДНЫЙ ДОЖДЬ
____________________________


Дубы и каштаны, кусты и платаны -
всё-всё затаилось и ждёт.
И веет дурманом, и пали туманы,
и птиц над землёю полёт.

Дохнуло морозом, качнулась берёза;
мгновенье - и лета исчезли следы.
Со сломанным стеблем плывёт тубероза
в потоке холодной воды.

На залитых стёклах, на плачущих окнах
похожий на смутные тени узор.
И соткан из листьев, шуршащих и блёклых,
каштаново-бурый ковёр.

Наверх

На Главную